Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 27 – 28 августа 2007 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 3000 респондентов
Вопрос: По Вашему мнению, престижно ли сегодня быть учителем?
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Профессия учителя сегодня не может считаться престижной, считает большинство (58%) россиян. Выбравшие отрицательный ответ респонденты прежде всего объясняли свою позицию крайне низким уровнем оплаты тяжелого и ответственного труда преподавателя: «Престиж профессии определяется общественной значимостью оной, а общественная значимость должна быть подтверждена соответствующим денежным вознаграждением. Вознаграждение большинства учителей – минимальное. Таков и престиж»; «У меня в семье 3 поколения учителей. Зарплата меньше, чем плата за коммунальные услуги»; «Условия труда и зарплата не выдерживают никакой критики!»; «Престиж профессии определяется не только ее нужностью и актуальностью, но также и уровнем дохода человека, посвятившего себя ей. Уровень дохода учителей на сегодняшний день оставляет желать лучшего, потому данную профессию пока нельзя отнести к категории престижных».
В качестве второй причины, по которой профессию учителя нельзя назвать престижной, участники опроса указывали низкий уровень подготовки современных педагогов: «Хорошим специалистом престижно быть всегда, но профессия учителя не престижна. Во многие школы учителями берут тех, кто закончил пединститут с одними тройками, что наносит урон репутации данной специальности. Те же, кто закончил институт с лучшими оценками, стараются найти более оплачиваемую работу»; «Мало осталось фанатов своего дела – настоящих учителей в полном смысле этого слова. Есть неплохие преподаватели определенных наук, но не более того. Трудно вернуть то уважение к учителю, какое было в советское время, а без этого не будет авторитета у учеников, а значит, и престижа профессии»; «Уровень образования учителей просто ужасает!»
Кроме этого, респонденты отмечали, что престижной эта профессия не может считаться еще и потому, что современные ученики не уважают тех, кто их учит. Другими словами, учителя, работая в школах, испытывают не только материальный, но и психологический дискомфорт: «Мама работает учителем – нервы ни к черту! Ученикам дают гораздо больше свобод и прав, нежели учителям, посему ученики в большинстве своем ведут себя как цари»; «Низкий уровень оплаты, отсутствие уважения со стороны учащихся»; «Обязанностей у учителей в три-четыре раза больше, чем прав. Полное отсутствие юридической защиты от детского беспредела!»; «Очень низкая культура у населения, отсюда – невоспитанные, мягко говоря, дети. Слишком явно общество разделено на классы, и дети это улавливают».
Престижной профессию учителя сочли лишь 22% россиян. По их словам, «хорошим специалистом в своей области престижно быть всегда, будь то водитель или кассир», «учителя и преподаватели – это люди от Бога», «во все времена и в любой стране важно, а значит, престижно: учить, лечить, защищать», «учителем быть всегда престижно! Главное, чтобы человек был на своем месте. По призванию».
20% участников опроса затруднились с ответом, поскольку, по их словам, «однозначно ответить трудно. Если престиж рассматривать как уважение и нужность, то да, престижно, а если это социальный уровень (т. е. заработок), то нет...», «о престиже не может идти речь, ведь учитель, как и врач, это образ жизни... Дано не всем...», «престижность сильно зависит от учебного заведения, преподаваемого предмета, а главное, от возможности учителя влиять на принятие абитуриентов в ВУЗ».
Некоторые респонденты также отмечали, что данная профессия, безусловно, является престижной и уважаемой, но, к сожалению, не в нашей стране: «Еще Жак Барвэн сказал: "Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция". К сожалению, в нашей стране учителя давно не воспринимаются в качестве нормальных людей. Нам надо многое изменить, и только тогда можно будет с уверенностью сказать, что профессия учителя престижна во всем мире!»
Время проведения: 27 – 28 августа 2007 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 3000 респондентов
Вопрос: По Вашему мнению, престижно ли сегодня быть учителем?
Ответы респондентов распределились следующим образом:
да | 22% | |
нет | 58% | |
затрудняюсь ответить | 20% |
Профессия учителя сегодня не может считаться престижной, считает большинство (58%) россиян. Выбравшие отрицательный ответ респонденты прежде всего объясняли свою позицию крайне низким уровнем оплаты тяжелого и ответственного труда преподавателя: «Престиж профессии определяется общественной значимостью оной, а общественная значимость должна быть подтверждена соответствующим денежным вознаграждением. Вознаграждение большинства учителей – минимальное. Таков и престиж»; «У меня в семье 3 поколения учителей. Зарплата меньше, чем плата за коммунальные услуги»; «Условия труда и зарплата не выдерживают никакой критики!»; «Престиж профессии определяется не только ее нужностью и актуальностью, но также и уровнем дохода человека, посвятившего себя ей. Уровень дохода учителей на сегодняшний день оставляет желать лучшего, потому данную профессию пока нельзя отнести к категории престижных».
В качестве второй причины, по которой профессию учителя нельзя назвать престижной, участники опроса указывали низкий уровень подготовки современных педагогов: «Хорошим специалистом престижно быть всегда, но профессия учителя не престижна. Во многие школы учителями берут тех, кто закончил пединститут с одними тройками, что наносит урон репутации данной специальности. Те же, кто закончил институт с лучшими оценками, стараются найти более оплачиваемую работу»; «Мало осталось фанатов своего дела – настоящих учителей в полном смысле этого слова. Есть неплохие преподаватели определенных наук, но не более того. Трудно вернуть то уважение к учителю, какое было в советское время, а без этого не будет авторитета у учеников, а значит, и престижа профессии»; «Уровень образования учителей просто ужасает!»
Кроме этого, респонденты отмечали, что престижной эта профессия не может считаться еще и потому, что современные ученики не уважают тех, кто их учит. Другими словами, учителя, работая в школах, испытывают не только материальный, но и психологический дискомфорт: «Мама работает учителем – нервы ни к черту! Ученикам дают гораздо больше свобод и прав, нежели учителям, посему ученики в большинстве своем ведут себя как цари»; «Низкий уровень оплаты, отсутствие уважения со стороны учащихся»; «Обязанностей у учителей в три-четыре раза больше, чем прав. Полное отсутствие юридической защиты от детского беспредела!»; «Очень низкая культура у населения, отсюда – невоспитанные, мягко говоря, дети. Слишком явно общество разделено на классы, и дети это улавливают».
Престижной профессию учителя сочли лишь 22% россиян. По их словам, «хорошим специалистом в своей области престижно быть всегда, будь то водитель или кассир», «учителя и преподаватели – это люди от Бога», «во все времена и в любой стране важно, а значит, престижно: учить, лечить, защищать», «учителем быть всегда престижно! Главное, чтобы человек был на своем месте. По призванию».
20% участников опроса затруднились с ответом, поскольку, по их словам, «однозначно ответить трудно. Если престиж рассматривать как уважение и нужность, то да, престижно, а если это социальный уровень (т. е. заработок), то нет...», «о престиже не может идти речь, ведь учитель, как и врач, это образ жизни... Дано не всем...», «престижность сильно зависит от учебного заведения, преподаваемого предмета, а главное, от возможности учителя влиять на принятие абитуриентов в ВУЗ».
Некоторые респонденты также отмечали, что данная профессия, безусловно, является престижной и уважаемой, но, к сожалению, не в нашей стране: «Еще Жак Барвэн сказал: "Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция". К сожалению, в нашей стране учителя давно не воспринимаются в качестве нормальных людей. Нам надо многое изменить, и только тогда можно будет с уверенностью сказать, что профессия учителя престижна во всем мире!»